Главная  //   О предприятии  //   Правовые документы  //   СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Коррупция является серьезной общественно- политической проблемой современных государств, разрушает социально-экономические, политические и правовые основы государственности, правопорядка, взаимной социальной ответственности государства и общества за обеспечение национальной безопасности.

В Республике Беларусь сформирована законодательная база, созданы необходимые институциональные механизмы борьбы с коррупцией, реализуется комплекс организационных  мер,  направленных  в  том  числе на устранение причин и условий этого общественно опасного явления.

Несмотря на принимаемые меры, проблема коррупции сохраняет свою актуальность. На протяжении длительного периода основные показатели коррупционной преступности характеризуются относительной стабильностью. Ежегодно учитывается  1 500–2 000  коррупционных  преступлений, за  совершение  которых  около  1 000  лиц  привлекается к уголовной ответственности. В структуре коррупционной преступности преобладают взяточничество, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий. Наибольшее количество коррупционных преступлений регистрируется в таких сферах, как промышленность, торговля, государственное управление, сельское хозяйство, здравоохранение, строительство, транспорт, предоставление услуг потребителям, образование.

Следует отметить, что преступления коррупционной направленности обладают высоким уровнем латентности, в том числе в силу заинтересованности в таком поведении основных участников преступных отношений. В связи с этим официальные статистические данные отражают лишь общие тенденции развития криминогенной ситуации в данной сфере.

Учитывая   указанные   обстоятельства,   в   борьбе с коррупцией первостепенное значение должны иметь меры профилактического (предупредительного) характера, позволяющие целенаправленно и системно воздействовать на причины и условия, способствующие различным проявлениям коррупции.


РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Целью настоящей Стратегии является системное противодействие коррупции путем выявления и устранения ее базовых причин и условий. Для достижения этой цели определяются основные направления  правоохранительной  и  иной  деятельности по борьбе с коррупцией.

2. Настоящая стратегия обеспечивает решение следующих задач:

идентификация и устранение базовых причин и условий коррупции;

комплексное межотраслевое совершенствование законодательства   в сфере   профилактики   и   борьбы с коррупцией;

совершенствование работы по формированию ценностных основ функционирования государства и развития общества, обусловленных идеологией нетерпимости к любым проявлениям коррупции;

повышение уровня правовой культуры и активности граждан, организаций, в том числе общественных объединений, в борьбе с коррупцией;

осуществление на постоянной основе общественного контроля в данной сфере;

системное противодействие коррупции в государственном и частном секторах с учетом специфики их функционирования;

развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции.

3. Общие принципы борьбы с коррупцией закреплены в законодательстве о борьбе с коррупцией.

Специальными  принципами,  подлежащими  учету при разработке мероприятий по борьбе с коррупцией, являются:

признание коррупции одной из угроз национальной безопасности Республики Беларусь как социального правового государства;

открытость в деятельности государственных органов, иных организаций, создание условий для осуществления общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией;

взаимодействие государственных органов, иных организаций при разработке и реализации мер по борьбе с коррупцией;

обеспечение восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, устранения иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

гарантирование эффективной правовой защиты физических и юридических лиц, которым причинен вред совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, а также лиц, способствующих выявлению коррупции;

обеспечение реализации права на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии коррупции и борьбе с ней с учетом ограничений, установленных законодательными актами; 

применение программно-целевого и системного подходов к осуществлению мер по борьбе с коррупцией.

4. Настоящая Стратегия разработана на основе обобщения показателей коррупционной преступности и иных нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, оценки коррупционных рисков в системах управления и регулирования государственного и частного секторов, определения уязвимых для коррупции сфер деятельности, с учетом реализуемых в государстве мер правового и организационного  характера,  направленных  на  борьбу с коррупцией, а также принятых Республикой Беларусь международных обязательств в данной области.


РАЗДЕЛ II

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

5. Общие   механизмы   профилактики   и   борьбы с коррупцией, устранения ее базовых причин и условий:

исключение неопределенности и (или) неоднозначности положений нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, подверженные коррупционным рискам;

обеспечение соразмерности административной нагрузки на физических и юридических лиц реально существующим потребностям регулирования их деятельности посредством сокращения и упрощения административных процедур, а также расширение практики применения информационно- коммуникационных технологий при их осуществлении;

совершенствование условий осуществления деятельности субъектов хозяйствования с использованием принципа риск-ориентированного подхода, поддержание конкурентных  рынков,  обеспечение  неприкосновенности собственности как базовое условие долгосрочных инвестиций и экономической активности;

совершенствование системы учета, распоряжения и использования государственного имущества;

повышение  эффективности  деятельности  комиссий по противодействию коррупции;

развитие системы общественного контроля, активное вовлечение в сферу противодействия коррупции граждан Республики Беларусь, организаций, в том числе общественных объединений, иных представителей гражданского общества;

обеспечение безопасности лиц, которым причинен вред совершением правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также лиц, сообщающих о совершении данных правонарушений;

осуществление деятельности, направленной на стимулирование лиц сообщать о фактах коррупции в целях привлечения виновных к установленной законодательными актами ответственности;

повышение уровня подготовки специалистов в сфере противодействия коррупции;

периодическое проведение исследований состояния коррупции и эффективности принимаемых мер по борьбе с ней.

6. Совершенствование ценностных основ функционирования общества и деятельности государства в области борьбы с коррупцией:

создание условий для осуществления общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, взаимодействия гражданского общества с государственными органами и организациями в данной сфере;

оптимизация системы правового просвещения и антикоррупционного образования и воспитания населения в целях формирования атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, повышения активности представителей гражданского общества в сфере борьбы с коррупцией;

внедрение систем оценки субъектами общественного контроля качества государственных услуг, своевременности и прозрачности (открытости) порядка их предоставления как средства выявления коррупциогенных факторов;

изучение влияния практики применения информационно- коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности общества (при осуществлении административных процедур, проведении электронных аукционов, рассмотрении электронных обращений, реализации механизмов электронного здравоохранения, дистанционного образования и т.д.) на состояние коррупции, при необходимости совершенствование правового регулирования в данной области, а также разработка новых форм и методов борьбы с правонарушениями, создающими условия для коррупции, и коррупционными правонарушениями.

7. Предупреждение коррупции в публичном секторе: использование в деятельности государственных органов и

организаций систем оценки коррупционных рисков и управления такими рисками;

внедрение в деятельность государственных должностных лиц кодексов этики (стандартов поведения), иных правил и требований;

оптимизация системы ограничений, устанавливаемых законодательством    о    борьбе    с    коррупцией для государственных должностных и приравненных к ним лиц, в том числе дифференциация таких ограничений для различных категорий лиц;

повышение активности представителей гражданского общества  в публичном  обсуждении  проектов  нормативных правовых актов, законодательное закрепление механизмов вовлечения их в процесс обсуждения;

расширение практики использования в деятельности государственных органов и организаций прозрачных и объективных  систем  приема  на работу  и  продвижения по службе, установление алгоритмов и критериев оценки соответствия кандидатов предъявляемым требованиям;

обеспечение размещения на сайтах государственных органов и организаций информации о принимаемых ими мерах в сфере борьбы с коррупцией.

8. Предупреждение коррупции в частном секторе: использование в деятельности субъектов хозяйствования

стандартов антикоррупционного менеджмента, сертификация на предмет соответствия стандартам;

разработка и внедрение правовых и организационных механизмов, направленных на предупреждение коррупции при использовании услуг посредников при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

законодательное закрепление правовых последствий совершения сделок под влиянием коррупционных соглашений;

разработка и внедрение правовых механизмов применения санкций (мер принуждения) в отношении недобросовестных контрагентов в случае нарушения антикоррупционных условий договора (коррупционной оговорки);

установление системы санкций (мер принуждения) для субъектов хозяйствования, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные правонарушения;

совершенствование правового регулирования представительских и иных расходов, связанных с ведением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

9. Совершенствование ответственности за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения:

оптимизация норм об ответственности физических и юридических лиц за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения, а также практики их применения;

совершенствование оснований, условий и порядка освобождения от ответственности за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения;

законодательное закрепление порядка доверительного управления имуществом подозреваемого, обвиняемого, а также передачи в доверительное управление имущества в случае наложения на него ареста в целях защиты имущественных интересов заинтересованных лиц.

10. Осуществление правового мониторинга в сфере борьбы с коррупцией:

совершенствование методологических и правовых основ мониторинга законодательства о борьбе с коррупцией, в том числе формирование системы показателей (критериев) такого мониторинга;

оценка практики применения законодательства о борьбе с коррупцией, а также реализации мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с коррупцией;

анализ эффективности ограничений, предусмотренных законодательством    о    борьбе    с    коррупцией для государственных должностных и приравненных к ним лиц;

выявление недостатков правового регулирования

общественных отношений, наиболее подверженных коррупционным рискам, оценка актов законодательства на предмет наличия в них норм, способствующих возникновению рисков коррупционного характера;

совершенствование порядка проведения, методологии и правовых основ криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов (нормативных правовых актов).

11. Укрепление международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией.


РАЗДЕЛ III

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

12. Мероприятия по реализации настоящей Стратегии предусматриваются  в  комплексных  планах  по  борьбе с преступностью и коррупцией, которые разрабатываются Советом  Министров  Республики  Беларусь  совместно с Генеральной прокуратурой и заинтересованными государственными  органами  и  иными  организациями во взаимодействии с представителями гражданского общества.

Комплексные планы по борьбе с преступностью и коррупцией утверждаются республиканским координационным совещанием по борьбе с преступностью и коррупцией.

13. Настоящая   Стратегия   является   основой для подготовки документов стратегического планирования и нормативных правовых актов, касающихся вопросов противодействия коррупции.

14. Результаты реализации настоящей Стратегии обсуждаются по мере необходимости на республиканском координационном совещании по борьбе с преступностью и коррупцией.

15. С учетом эффективности реализации настоящей Стратегии,  состояния  борьбы  с  коррупцией,  динамики правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений республиканское координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией вносит при необходимости изменения в настоящую Стратегию.