Коррупция является серьезной общественно- политической проблемой современных государств, разрушает социально-экономические, политические и правовые основы государственности, правопорядка, взаимной социальной ответственности государства и общества за обеспечение национальной безопасности.
В Республике Беларусь сформирована законодательная база, созданы необходимые институциональные механизмы борьбы с коррупцией, реализуется комплекс организационных мер, направленных в том числе на устранение причин и условий этого общественно опасного явления.
Несмотря на принимаемые меры, проблема коррупции сохраняет свою актуальность. На протяжении длительного периода основные показатели коррупционной преступности характеризуются относительной стабильностью. Ежегодно учитывается 1 500–2 000 коррупционных преступлений, за совершение которых около 1 000 лиц привлекается к уголовной ответственности. В структуре коррупционной преступности преобладают взяточничество, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий. Наибольшее количество коррупционных преступлений регистрируется в таких сферах, как промышленность, торговля, государственное управление, сельское хозяйство, здравоохранение, строительство, транспорт, предоставление услуг потребителям, образование.
Следует отметить, что преступления коррупционной направленности обладают высоким уровнем латентности, в том числе в силу заинтересованности в таком поведении основных участников преступных отношений. В связи с этим официальные статистические данные отражают лишь общие тенденции развития криминогенной ситуации в данной сфере.
Учитывая указанные обстоятельства, в борьбе с коррупцией первостепенное значение должны иметь меры профилактического (предупредительного) характера, позволяющие целенаправленно и системно воздействовать на причины и условия, способствующие различным проявлениям коррупции.
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Целью настоящей Стратегии является системное противодействие коррупции путем выявления и устранения ее базовых причин и условий. Для достижения этой цели определяются основные направления правоохранительной и иной деятельности по борьбе с коррупцией.
2. Настоящая стратегия обеспечивает решение следующих задач:
идентификация и устранение базовых причин и условий коррупции;
комплексное межотраслевое совершенствование законодательства в сфере профилактики и борьбы с коррупцией;
совершенствование работы по формированию ценностных основ функционирования государства и развития общества, обусловленных идеологией нетерпимости к любым проявлениям коррупции;
повышение уровня правовой культуры и активности граждан, организаций, в том числе общественных объединений, в борьбе с коррупцией;
осуществление на постоянной основе общественного контроля в данной сфере;
системное противодействие коррупции в государственном и частном секторах с учетом специфики их функционирования;
развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции.
3. Общие принципы борьбы с коррупцией закреплены в законодательстве о борьбе с коррупцией.
Специальными принципами, подлежащими учету при разработке мероприятий по борьбе с коррупцией, являются:
признание коррупции одной из угроз национальной безопасности Республики Беларусь как социального правового государства;
открытость в деятельности государственных органов, иных организаций, создание условий для осуществления общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией;
взаимодействие государственных органов, иных организаций при разработке и реализации мер по борьбе с коррупцией;
обеспечение восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, устранения иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;
гарантирование эффективной правовой защиты физических и юридических лиц, которым причинен вред совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, а также лиц, способствующих выявлению коррупции;
обеспечение реализации права на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии коррупции и борьбе с ней с учетом ограничений, установленных законодательными актами;
применение программно-целевого и системного подходов к осуществлению мер по борьбе с коррупцией.
4. Настоящая Стратегия разработана на основе обобщения показателей коррупционной преступности и иных нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, оценки коррупционных рисков в системах управления и регулирования государственного и частного секторов, определения уязвимых для коррупции сфер деятельности, с учетом реализуемых в государстве мер правового и организационного характера, направленных на борьбу с коррупцией, а также принятых Республикой Беларусь международных обязательств в данной области.
РАЗДЕЛ II
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
5. Общие механизмы профилактики и борьбы с коррупцией, устранения ее базовых причин и условий:
исключение неопределенности и (или) неоднозначности положений нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, подверженные коррупционным рискам;
обеспечение соразмерности административной нагрузки на физических и юридических лиц реально существующим потребностям регулирования их деятельности посредством сокращения и упрощения административных процедур, а также расширение практики применения информационно- коммуникационных технологий при их осуществлении;
совершенствование условий осуществления деятельности субъектов хозяйствования с использованием принципа риск-ориентированного подхода, поддержание конкурентных рынков, обеспечение неприкосновенности собственности как базовое условие долгосрочных инвестиций и экономической активности;
совершенствование системы учета, распоряжения и использования государственного имущества;
повышение эффективности деятельности комиссий по противодействию коррупции;
развитие системы общественного контроля, активное вовлечение в сферу противодействия коррупции граждан Республики Беларусь, организаций, в том числе общественных объединений, иных представителей гражданского общества;
обеспечение безопасности лиц, которым причинен вред совершением правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также лиц, сообщающих о совершении данных правонарушений;
осуществление деятельности, направленной на стимулирование лиц сообщать о фактах коррупции в целях привлечения виновных к установленной законодательными актами ответственности;
повышение уровня подготовки специалистов в сфере противодействия коррупции;
периодическое проведение исследований состояния коррупции и эффективности принимаемых мер по борьбе с ней.
6. Совершенствование ценностных основ функционирования общества и деятельности государства в области борьбы с коррупцией:
создание условий для осуществления общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, взаимодействия гражданского общества с государственными органами и организациями в данной сфере;
оптимизация системы правового просвещения и антикоррупционного образования и воспитания населения в целях формирования атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, повышения активности представителей гражданского общества в сфере борьбы с коррупцией;
внедрение систем оценки субъектами общественного контроля качества государственных услуг, своевременности и прозрачности (открытости) порядка их предоставления как средства выявления коррупциогенных факторов;
изучение влияния практики применения информационно- коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности общества (при осуществлении административных процедур, проведении электронных аукционов, рассмотрении электронных обращений, реализации механизмов электронного здравоохранения, дистанционного образования и т.д.) на состояние коррупции, при необходимости совершенствование правового регулирования в данной области, а также разработка новых форм и методов борьбы с правонарушениями, создающими условия для коррупции, и коррупционными правонарушениями.
7. Предупреждение коррупции в публичном секторе: использование в деятельности государственных органов и
организаций систем оценки коррупционных рисков и управления такими рисками;
внедрение в деятельность государственных должностных лиц кодексов этики (стандартов поведения), иных правил и требований;
оптимизация системы ограничений, устанавливаемых законодательством о борьбе с коррупцией для государственных должностных и приравненных к ним лиц, в том числе дифференциация таких ограничений для различных категорий лиц;
повышение активности представителей гражданского общества в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов, законодательное закрепление механизмов вовлечения их в процесс обсуждения;
расширение практики использования в деятельности государственных органов и организаций прозрачных и объективных систем приема на работу и продвижения по службе, установление алгоритмов и критериев оценки соответствия кандидатов предъявляемым требованиям;
обеспечение размещения на сайтах государственных органов и организаций информации о принимаемых ими мерах в сфере борьбы с коррупцией.
8. Предупреждение коррупции в частном секторе: использование в деятельности субъектов хозяйствования
стандартов антикоррупционного менеджмента, сертификация на предмет соответствия стандартам;
разработка и внедрение правовых и организационных механизмов, направленных на предупреждение коррупции при использовании услуг посредников при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
законодательное закрепление правовых последствий совершения сделок под влиянием коррупционных соглашений;
разработка и внедрение правовых механизмов применения санкций (мер принуждения) в отношении недобросовестных контрагентов в случае нарушения антикоррупционных условий договора (коррупционной оговорки);
установление системы санкций (мер принуждения) для субъектов хозяйствования, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные правонарушения;
совершенствование правового регулирования представительских и иных расходов, связанных с ведением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
9. Совершенствование ответственности за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения:
оптимизация норм об ответственности физических и юридических лиц за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения, а также практики их применения;
совершенствование оснований, условий и порядка освобождения от ответственности за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения;
законодательное закрепление порядка доверительного управления имуществом подозреваемого, обвиняемого, а также передачи в доверительное управление имущества в случае наложения на него ареста в целях защиты имущественных интересов заинтересованных лиц.
10. Осуществление правового мониторинга в сфере борьбы с коррупцией:
совершенствование методологических и правовых основ мониторинга законодательства о борьбе с коррупцией, в том числе формирование системы показателей (критериев) такого мониторинга;
оценка практики применения законодательства о борьбе с коррупцией, а также реализации мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с коррупцией;
анализ эффективности ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией для государственных должностных и приравненных к ним лиц;
выявление недостатков правового регулирования
общественных отношений, наиболее подверженных коррупционным рискам, оценка актов законодательства на предмет наличия в них норм, способствующих возникновению рисков коррупционного характера;
совершенствование порядка проведения, методологии и правовых основ криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов (нормативных правовых актов).
11. Укрепление международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией.
РАЗДЕЛ III
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
12. Мероприятия по реализации настоящей Стратегии предусматриваются в комплексных планах по борьбе с преступностью и коррупцией, которые разрабатываются Советом Министров Республики Беларусь совместно с Генеральной прокуратурой и заинтересованными государственными органами и иными организациями во взаимодействии с представителями гражданского общества.
Комплексные планы по борьбе с преступностью и коррупцией утверждаются республиканским координационным совещанием по борьбе с преступностью и коррупцией.
13. Настоящая Стратегия является основой для подготовки документов стратегического планирования и нормативных правовых актов, касающихся вопросов противодействия коррупции.
14. Результаты реализации настоящей Стратегии обсуждаются по мере необходимости на республиканском координационном совещании по борьбе с преступностью и коррупцией.
15. С учетом эффективности реализации настоящей Стратегии, состояния борьбы с коррупцией, динамики правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений республиканское координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией вносит при необходимости изменения в настоящую Стратегию.